Когда в 2019 году министерство финансов Соединенного Королевства обратилось к г-ну Парте Дасгупте с просьбой провести анализ экономики биоразнообразия, этот случай стал первым, когда Министерство финансов заказало такое исследование. Знаменитый экономист Кембриджского университета согласился принять в нем участие, не раздумывая.
В течение следующих 18 месяцев Дасгупта и его команда занимались объединением научных, экономических и исторических данных с математическим моделированием для создания отчета «Экономика биоразнообразия: анализ Дасгупты».
Этот знаменательный отчет, опубликованный в феврале 2021 года, показывает, что экономический рост дорого обошелся природе. Он ясно показывает, что человечество разрушает свое самое ценное достояние — природу, растрачивая слишком много ресурсов планеты. Отчет также подтверждает недавние оценки, согласно которым для поддержания нынешнего уровня жизни потребуется 1,6 территории Земли.
«Когда вы читаете экономические прогнозы, они говорят об инвестициях в заводы, уровне занятости, росте [валового внутреннего продукта]. Они никогда не упоминают о том, что происходит с экосистемами, — говорит Дасгупта, который в этом году стал лауреатом премии «Чемпион Земли» в номинациях «Наука и инновации» Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). — Очень важно, чтобы мы подумали об этом сейчас».
Этот отчет стал кульминацией четырех десятилетий работы, в которой Дасгупта стремился расширить границы традиционной экономики и выявить связь между состоянием планеты и стабильностью экономики.
Экономика биоразнообразия является основой развивающейся области, известной как учет природного капитала, в котором исследователи пытаются оценить ценность природы. Эти цифры могут помочь правительствам лучше понять долгосрочные экономические затраты на лесозаготовку, добычу полезных ископаемых и другие потенциально разрушительные отрасли, в итоге подкрепляя аргументы в пользу защиты мира природы.
«Новаторский вклад сэра Парты Дасгупты в экономику на протяжении десятилетий открыл для мира ценность природы и необходимость защищать экосистемы, которые обогащают нашу экономику, наше благополучие и нашу жизнь», — сказала Ингер Андерсен, исполнительный директор ЮНЕП.
Экономика как часть общего «узора»
Дасгупта родился в 1942 году в Дакке, которая сейчас является столицей Бангладеша (в то время город был частью Индии.) Его отец, известный экономист Амия Кумар Дасгупта, оказал огромное влияние на сына и на его путь в академическую среду. Получив степень бакалавра физики в Дели, Дасгупта переехал в Соединенное Королевство, где изучал математику, а затем получил докторскую степень по экономике.
Благодаря своему большому вкладу в экономику, за который он был посвящен в рыцари в 2002 году, Дасгупта помог сформировать глобальную дискуссию об устойчивом развитии и использовании природных ресурсов.
«Это очень красивая идея о том, что все окружающее нас является фабриками природы, производящими товары и услуги — птицы, которые опыляют, белки, закапывающие орехи, и все, что находится у нас под ногами», — сказал Дасгупта.
«Это сложный узор из всех происходящих вещей, многие из которых не поддаются наблюдению. И все же они создают атмосферу для выживания людей и всех живых организмов. То, как мы измеряем экономический успех или неудачу, все правила экономики должны строиться с учетом этого узора».
Любовь к природе
Дасгупта подтверждает свой интерес к идее устойчивому образу жизни в мире с ограниченными природными ресурсами в своей ставшей уже классической статье 1969 года «О концепции оптимальной популяции». В 70-х годах ХХ века шведский экономист Карл-Йоран Мелер предложил ему развить свои идеи о связи между бедностью в сельской местности и состоянием окружающей среды и природных ресурсов в беднейших странах мира — предмет, который, как ни странно, в то время отсутствовал в экономике развивающихся стран.
Это привело к дальнейшим исследованиям взаимосвязей между населением, природными ресурсами, бедностью и окружающей средой, за что Дасгупта получил признание.
«Я был в восторге от работы в этой области, — сказал он. — Одна из причин заключается в том, что у меня не было конкурентов. Никто больше этим не занимался».
Луга, леса и пресноводные озера — любимые экосистемы Дасгупты. Он считает, что детей следует учить естествознанию с раннего возраста, и что этот предмет должен быть таким же обязательным, как чтение, письмо и арифметика. «Это один из способов воспитать любовь к природе. Если у вас есть любовь к природе, то вы с меньшей вероятностью будете ее засорять», — считает он.
Общее благосостояние
Дасгупта уверен в необходимости замены валового внутреннего продукта (ВВП) в качестве показателя экономического здоровья стран, потому что это лишь часть общей картины. Вместо этого он выступает за «общее благосостояние», который охватывает не только финансовый и произведенный капитал, но и навыки рабочей силы (человеческий капитал), сплоченность общества (социальный капитал) и ценность окружающей среды (природный капитал).
Эта идея заложена в поддерживаемой Организацией Объединенных Наций Системе эколого-экономического учета, которая позволяет странам отслеживать экологические активы, их использование в экономике и обратные потоки отходов и выбросов.
Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) был разработан Индекс общего благосостояния. Этот индекс в настоящее время рассчитан примерно для 163 стран. Он указывает на то, что общее благосостояние увеличилось в среднем на 1,8 процента с 1992 по 2019 годы, что намного ниже уровня ВВП, в основном благодаря сокращению природного капитала.
Природа как капитал
Подчеркивая безотлагательность целей Десятилетия ООН по восстановлению экосистем с целью предотвращения, прекращения деградации и восстановления экосистем, «Экономика биоразнообразия» Дасгупты предупреждает о том, что важнейшие экосистемы — от коралловых рифов до тропических лесов — приближаются к опасной критической точке с катастрофическими последствиями для экономики и благосостояния людей.
Этот 600-страничный отчет призывает к фундаментальному переосмыслению отношений между человечеством и природой и их оценки и утверждает, что неспособность включить «экосистемные услуги» в баланс активов и пассивов народного хозяйства только усилила эксплуатацию мира природы.
«[Речь идет] о том, чтобы представить природу как капитальный актив в экономике и показать, что экономические возможности полностью зависят от этого показателя с ограниченными ресурсами», — сказал Дасгупта.